Иосиф Бродский — Художник

Он верил в свой череп.
Верил.
Ему кричали:
«Нелепо!»
Но падали стены.
Череп,
Оказывается, был крепок.

Он думал:
За стенами чисто.
Он думал,
Что дальше — просто.
… Он спасся от самоубийства
Скверными папиросами.
И начал бродить по сёлам,
По шляхам,
Жёлтым и длинным;
Он писал для костёлов
Иуду и Магдалину.
И это было искусство.

А после, в дорожной пыли
Его
Чумаки сивоусые
Как надо похоронили.
Молитвы над ним не читались,
Так,
Забросали глиной…
Но на земле остались
Иуды и Магдалины!

Анализ стихотворения «Художник Бродского

В «Художнике» Иосиф Александрович Бродский создает образ странствующего забытого мастера, смысл жизни которого заключался в творчестве.

Датировка стихотворения неизвестна. Скорее всего, оно относится к раннему творчеству, написано не позднее 1962 года. Это время и расцвета таланта поэта, первой известности в литературных кругах, знакомства с А. Ахматовой, и начало гонений на него. Уже несколько лет спустя его будут судить, отправят в ссылку, а затем и вон из страны. Жанр – история жизни, сюжет на тему искусства, рифмовка неточная, сложная, прихотливая, 3 строфы и почти лесенка В. Маяковского, расставляющая смысловые акценты. Начинается произведение с парадоксального заявления: верил в свой череп. То есть, свой талант, пробивные способности, запас нерастраченных жизненных сил. Лирического героя (это молодой европейский художник, собирательный образ) поначалу не пугают трудности, интриги, стена непонимания. Лексический повтор подчеркивает убежденность героя. «Нелепо!»: он казался смешным, ему говорили, что один в поле не воин. «Но падали стены»: чудеса, порой совсем маленькие, происходили постоянно, поддерживая в нем надежду. «Череп был крепок»: легкая ирония. Ведь такое прошибание стен лбом – вещь болезненная. «За стенами чисто»: герой рвался к возможности творить свободно, среди людей, которые ценят искусство. Казалось, что впереди – «просто». Отточие в начале второй строфы означает, что прошли годы. Но герой по-прежнему сражается за себя и свою работу. Даже хотел было свести счеты с жизнью, но передумал, выпустил эту мысль с дымом «скверных папирос». Кстати говоря, это намек на страну и время, в которые живет художник. Ведь папиросы известны в России с XIX века. Бродячий нищий мастер пишет за скромную плату «Иуду и Магдалину». Костел – католический храм. Есть вероятность, что поэт описывает некоторые перипетии судьбы М. Шагала. Образы библейских Марии Магдалины и Иуды – распространенный сюжет в мировой живописи, прежде всего, в итальянской. Если же говорить о степени знакомства И. Бродского с творчеством знаменитых художников, то в разные периоды жизни он выделял, скажем, Рембрандта, де Кирико. Влюбленный в М. Басманову, художницу, он вместе с ней изучал живопись разных эпох. «Чумаки»: возчики, доставлявшие товары. Чумацкий промысел считался обычной практикой для Малороссии и юга России. Героя похоронили как бродягу чужие люди. Однако остались его работы, их свет, простота и гармония.

Тема настоящего искусства поднимается в стихотворении «Художник» молодого И. Бродского.

Оцените статью
Добавить комментарий