Андрей Белый — Заброшенный дом

Заброшенный дом.
Кустарник колючий, но редкий.
Грущу о былом:
«Ах, где вы — любезные предки?»
Из каменных трещин торчат
проросшие мхи, как полипы.
Дуплистые липы
над домом шумят.
И лист за листом,
тоскуя о неге вчерашней,
кружится под тусклым окном
разрушенной башни.
Как стерся изогнутый серп
средь нежно белеющих лилий —
облупленный герб
дворянских фамилий.
Былое, как дым…
И жалко.
Охрипшая галка
глумится над горем моим.
Посмотришь в окно —
часы из фарфора с китайцем.
В углу полотно
с углем нарисованным зайцем.
Старинная мебель в пыли,
да люстры в чехлах, да гардины…
И вдаль отойдешь… А вдали —
равнины, равнины.
Среди многоверстных равнин
скирды золотистого хлеба.
И небо…
Один.
Внимаешь с тоской
обвеянный жизнию давней,
как шепчется ветер с листвой,
как хлопает сорванной ставней.

Анализ стихотворения «Заброшенный дом» Андрея Белого

Произведение «Заброшенный дом» создано Андреем Белым в год смерти его отца. Горестные размышления о бренности бытия легли в его основу.

Стихотворение написано в 1903 году. Его автору исполнилось 23 года, он выпускник университета, адресат переписки А. Блока. Поэт примкнул к символистам, даже стал теоретиком этого литературного течения. Между тем, в этот год скоропостижно скончался его отец. Удрученный А. Белый летом едет в деревню, в отцовскую усадьбу Серебряный Колодезь, чтобы прийти в себя. По жанру — философская лирика, по размеру — амфибрахий со смешанной рифмой. Обращает на себя внимание форма стихотворения: некоторые слова выбиваются из общего строя, зияют, как разбитые окна в брошенном доме: и жалко, и небо, один. Собственно, в них — квинтэссенция ощущений поэта. Лирический герой — сам автор. В описании дома присутствуют и реальные черты имения, и собирательные образы любого старого дворянского гнезда. Герой даже не решается войти в дом, лишь однажды заглядывает в окно: часы из фарфора, мебель в пыли, гардины… Несколько многоточий и один вопрос: ах, где вы, любезные предки? Печать смерти и запустения лежит на всем, что когда-то было дорого. Поэт с печалью смотрит на выцветший обломок герба на «разрушенной башне». Былое, как дым: этим сравнением поэт подводит черту под прошлым. Тут и природа словно чахнет: дуплистые липы, мхи в трещинах, охрипшая галка.

Что же в настоящем? «Среди многоверстных равнин скирды золотистого хлеба». Были они и в прошлом, но образ этот — вечный, всегда юный, дарующий надежду. Мелкими кажутся заботы каждого дня, гордость житейская выглядит смешной. Герой и любит этот привычный устроенный быт, и «с тоской» внимает шепоту ветра в листьях, стуку сорванной ставни. А. Белый в этот период находится на распутье. Свой путь в творчестве он уже выбрал, однако есть еще путь жизненный, более важный и тревожащий. Эпитеты: вчерашней, тусклым, белеющих, облупленный. Олицетворения: лист тоскуя, галка глумится, шепчется ветер. Повторы: равнины, вдали, вдаль, лист за листом. Сравнения: мхи, как полипы (он имеет в виду коралловых полипов), былое, как дым. Сама история имения явится подтверждением меланхоличных раздумий поэта: спустя 5 лет мать будет вынуждена продать его. Дом этой семьи в полном смысле этого слова стал заброшенным, чужим.

Стихотворение «Заброшенный дом» А. Белый, известный символист, пишет в реалистической, почти классической, манере. Оно вошло в цикл «Золото в лазури» 1904 года.

Оцените статью
Добавить комментарий